sulerin: (Default)
[personal profile] sulerin

В журнале "Новая Польша" http://www.novpol.ru/index.php?id=130 Виктор Кулерский делает обзор газетных публикаций. Вот что печаталось в польских газетах на "историческую" тематику в 2009-м:

Февральский выпуск
• „Книги, которые потрясли Польшу (...) Ян Томаш Гросс, «Страх. Антисемитизм в Польше после войны. История нравственного падения» (...) Трудно избавиться от впечатления, что книга написана для того, чтобы спровоцировать публичное обсуждение, от которого поляки до сих пор постоянно уклонялись (...) Гросс (...) спускает на нас целую лавину жестоких фактов и подробностей, из которых следует, например, что поляки действовали без подсказки немцев, что погромы имели не только расовую и религиозную, но и, хуже того, экономическую подоплеку (...) Книга достигла желаемой цели. Вышли даже две публикации: «Вокруг „Страха”» и «Цена „Страха”», полемизирующие с книгой Гросса (...) Из них следует одно: поляки не избегают полемики. Они приняли вызов и справились с ним (...) Теперь раны могут начать заживать (...) Ярослав Марек Рымкевич, «Киндершенен» (...) Это книга одновременна потрясающая, отвратительная и грустная. По мнению Рымкевича, ошибкой было простить немцам их преступления. Именно немцам: «нацисты» и «фашисты» - это для автора недопустимые эвфемизмы (...) Рымкевич оправдывает принесение в жертву 200 тыс. поляков, погибших во время Варшавского восстания. Если бы не эта жертва, утверждает он, у нас не было бы сегодня свободной Польши (...) Это похвала массовому кровавому жертвоприношению лучших представителей народа”. («Впрост», 4-11 янв.)
• Проф. Петр Слонимский, член Европейской, Польской и Французской Академии наук: „То, что творят сейчас с памятью Варшавского восстания 1944 г., я считаю нравственным беспределом. То, что погибло 20 тыс. юношей и девушек из Армии Крайовой, кажется мне нормальным: мы были солдатами-добровольцами и сознавали, что шансы получить пулю в лоб велики. Но кроме того погибло 200 тыс. человек, которые не были добровольцами и никому не присягали. Вот что можно считать преступлением, которого наше командование не могло предвидеть, так же, как не предвидело оно, что немцы будут два месяца планомерно уничтожать город - всё, что в нем находилось. К чему все эти чествования, как будто мы одержали какую-то победу? (...) В течение двух месяцев в Варшаве ежедневно гибло столько, сколько погибло 11 сентября во Всемирном торговом центре. Как можно праздновать такой итог? Ведь мы лишились тех, кто был богатством этого народа”. («Тыгодник повшехный», 21-28 янв.)

Апрельский выпуск
• «„Это была красивая деревня, 172 двора, посередине церковь, школа, вокруг сады. Сегодня я ищу эти места - куда они подевались? Где наши близкие? Где церковь? Где школа?” - говорила в субботу Малгожата Госнёвская-Кола, председатель общества «Гута-Пеняцкая». Общество объединяет семьи поляков, убитых в деревне 65 лет назад. 28 февраля 1944 г. около тысячи поляков из Гуты-Пеняцкой под Львовом были убиты отрядом немцев и украинцев (...) Президент Лех Качинский говорил в субботу о жестокости этого преступления (...) призывал к примирению (...) В том же духе высказывался и президент Виктор Ющенко: «Я глубоко верю, что украинец подал поляку руку дружбы на века» (...) К примирению призывало также римско-католическое, греко-католическое и православное духовенство». (Петр Косцинский, «Жечпосполита», 2 марта)
• «Первым большим шагом на пути к польско-украинскому примирению стала в 2003 г. мемориальная церемония, посвященная резне на Волыни, в которой участвовали президенты Александр Квасневский и Леонид Кучма (...) По разным подсчетам, в этнических чистках погибло тогда от нескольких десятков до ста тысяч поляков и полтора десятка тысяч украинцев. В 2006 г. почтили - при участии президентов - память 360 украинцев, убитых отрядом Армии Крайовой в Павлокоме под Жешувом в отместку за убийство поляков». (Мариуш Завадский, «Газета выборча», 2 марта)
• «В Мальборке (...) роскошный четырехзвездочный отель встанет недалеко от места, где были найдены останки двух тысяч человек (...) В общей могиле 1945 г. до сих пор идут работы по эксгумации (...) Оказалось, что среди жертв немало маленьких детей, кроме того, не у всех есть огнестрельные раны (...) Кроме немцев, расстрелянных русскими, в могилу попали также умершие и погибшие в боях». (Яцек Скробиш, «Польска», 9 марта)
• «Вилла «Ясный дом» на ул. Сверща в варшавском районе Влохы будет занесена в список памятников истории. В послевоенные годы там находилось одно из отделений Управления безопасности (...) В подвалах в 1946-1953 гг. держали солдат Армии Крайовой (...) В дверях бывших камер до сих пор есть вырезанные глазки, а также отверстия для выдачи еды. На стенах сохранилось множество надписей, рисунков и тюремных календариков, нацарапанных заключенными». («Дзенник», 10 марта)
• «Мостовая из еврейских надгробий более 60 лет служила жителям городка Собене-Езёры под Отвоцком. Сегодня ее разберут. Почти 150 каменных плит вернется на местный киркут. Тротуар из мацев был положен в войну или сразу после нее (...) Проблема украденных мацев есть и в Варшаве. Каменные плиты с Еврейского кладбища в Праге были использованы в 50-е годы, например, для сооружения поребриков в зоопарке и беседок в парке». (Томаш Ужиковский, «Газета выборча», 6 марта)

Июньский выпуск
• „Несколько тысяч человек собрались вчера в полдень перед памятником Героям гетто, чтобы почтить память участников еврейского восстания, начавшегося 66 лет назад. Делегации канцелярии президента, правительства, властей Варшавы, посольства Израиля и ветеранских организаций под барабанный бой возложили к памятнику венки. Лишь после них к монументу подошел Марек Эдельман, последний оставшийся в живых руководитель восстания в варшавском гетто (...) Восстание вспыхнуло 19 апреля 1943 года (...) В борьбу включились около 800 повстанцев из Еврейской боевой организации и Еврейского военного союза (...) Бои в гетто продолжались до 16 мая. Их символическим концом стал взрыв Большой синагоги. По немецким данным, погибло около 7 тыс. евреев, а 6 тысяч погибли в пожарах и под развалинами домов. Еще 50 тысяч были вывезены в лагеря смерти”. («Газета выборча», 20 апр.)

Сентябрьский выпуск
• “Благодаря сведениям бывших заключенных, удалось установить место следственного изолятора НКВД в Люблине. Он находился в монастыре кармелитов. Кроме того оказалось, что в Белостоке советские спецслужбы использовали подвалы бывшего особняка семьи фабрикантов Цитронов. А в Кракове коммунисты заняли после войны застенки гестапо в IV форте крепости Краков. Всё чаще мы открываем места казни и в маленьких городах, например, недавно - в Соколове-Подлясском (...) Историкам трудно сотрудничать с российской стороной, которая категорически отказывает в доступе к своим архивам”. (Александра Пинкас, Ярослав Строжик, «Жечпосполита», 6 июля)
• “В Сцентохловицах-Згоде (...) во время войны находился нацистский концлагерь Эйнтрахтхютте, филиал Аушвица, а потом в 1945 г. был создан коммунистический трудовой лагерь, филиал лагеря в Явожно (...) За два года нацисты убили тут 400 человек. Коммунистам хватило десяти месяцев, чтобы убить две тысячи (...) 17 июня 2009 г. прошло 15 лет со дня первой встречи бывших заключенных на месте лагеря (...) Они сами установили там мемориальную доску (...) В будущем году исполнится 65 лет со дня закрытия коммунистического лагеря”. («Польска», 3 июля)
• “Министр национальной обороны обратился к президенту с просьбой присвоить капитану Станиславу Соезинскому (псевдоним Варшиц), легендарному бойцу Армии Крайовой и командиру Конспиративной польской армии, звание бригадного генерала. Богуслав Якубовский, председатель общества «Ветераны левых» в Пётркове, бывший милиционер (...) направил министру Богдану Клиху резкий протест против этого (...) «Речь идет о крупнейшем бандите и преступнике, бесчинствовавшем после войны и убившем более 170 человек», - пишет он (...) Доктор Томаш Таборек из Института национальной памяти, автор книги о Варшице, обращает внимание на то, что (...) это были в основном сотрудники или осведомители госбезопасности”.
• “11 июля 1943 г. в церквях и часовнях 167 населенных пунктов Волыни были уничтожены тысячи молящихся поляков. Вчера в Польше началось первое всепольское поминовение «кровавого воскресенья» (...) Выражение «волынская резня» означает операции украинских националистов (УПА и ОУН(б)), направленные против польского населения на Волыни. Жертвами преступлений были также, хоть и в меньшей степени, другие народности, населявшие Волынь: русские, евреи, армяне, чехи, а также сами украинцы из смешанных семей (...) На Волыни было убито 60 тысяч поляков и несколько тысяч украинцев. В 1944 г. УПА перенесла свою деятельность на львовские земли и Подолье, которые были заселены поляками гуще, чем Волынь. Всего в ходе этнических чисток погибло около 150 тысяч поляков (...) Ростислав Крамар, украинист из Варшавского университета (...) считает, что нужно быть очень осторожными и не будить демонов прошлого (...) И добавляет, что достаточно присмотреться к геополитическому раскладу, чтобы понять, кому выгодно снова поссорить Польшу и Украину. Если бы это произошло, мы все бы проиграли”. («Польска», 11-12 июля)

Октябрьский выпуск
• Адам Михник: «Премьер-министр Путин пишет, что в День Победы мы были вместе в антигитлеровской коалиции. Так вот, господин премьер, не все мы были вместе. Достаточно вспомнить хотя бы две символические фигуры: Александр Солженицин и Леопольд Окулицкий в этот день сидели в сталинских тюрьмах, ожидая процессов. В этих судьбах тоже заключен символ, о котором мы не должны забывать». («Газета выборча», 1 сент.)

Ноябрьский выпуск
• Анджей Скомпский, председатель Федерации катынских семей: “Геноцидом была Катастрофа или резня в Руанде, а Катынь - это военное преступление. Цепляться к словам и делать из этого политический скандал - отвратительно и возмутительно (...) В очередной раз смерть наших отцов используется в самых нечистоплотных политических целях”. («Газета выборча», 14 сент.)
• “Параллельность действий обоих оккупантов (...) видна в судьбах польских семей, пострадавших одновременно от нацистских и советских преступлений. 21 апреля в Катыни расстреляли известную летчицу Янину Левандовскую. Два месяца спустя в Пальмирах под Варшавой была расстреляна ее младшая сестра Агнешка Довбур-Мусницкая, арестованная за подпольную деятельность. Болеслав Внук был деятелем крестьянской партии ПСЛ, участником борьбы за независимость Польши, депутатом Сейма Второй Речи Посполитой последнего довоенного созыва. Он погиб, расстрелянный немцами в Люблинском замке в июне 1940 года. Несколько раньше советские солдаты убили его брата Якуба, сотрудника Противогазового института. Одним из профессоров, арестованных в ноябре 1939 г. в Кракове, был историк литературы Игнаций Хшановский. Он погиб 20 января 1940 г. в концлагере Заксенхаузен. Три месяца спустя НКВД расстрелял в Катыни его сына Богдана Хшановского”. (Лукаш Каминский, «Тыгодник повшехный», 27 сент.)
• “Конференция, посвященная 70-й годовщине начала II Мировой войны и организованная «Конгрессом поляков в России», была нетипичной для России. Присутствовавшие на ней польские и российские историки, а также представители общества «Мемориал» вели честную дискуссию о пакте Риббентропа-Молотова, 17-м сентября и репрессиях против мирного населения на оккупированных советскими войсками территориях (...) Однако шансы на то, что представленные на конференции взгляды проникнут в общественное сознание, равны нулю. «Мы пытались пригласить российские СМИ, но не получилось», - говорит Галина Суботович-Романова, председатель «Конгресса поляков в России»”. (Юстина Прус, «Жечпосполита», 18 сент.)
• “Книга «Кризис 1939 года...» (...) вышла в свет как побочный продукт деятельности Польско-российской группы по трудным вопросам. Спорные исторические вопросы представлены в ней вне контекста текущей политики (...) Книгу удалось создать за полгода, что для научного труда - срок рекордный. Книга состоит из шести частей - от Мюнхенского соглашения и пакта Риббентропа-Молотова до вооруженного конфликта 1939 года. Каждая часть содержит статьи польских и российских ученых. Создатели книги подчеркивают, что их целью было не согласовывать позиции и оценки, а передать весь диапазон мнений”. («Газета выборча», 28 сент.)
• “Большевистские солдаты пришли под Варшаву в английских мундирах и ботинках со стельками из березовой коры. Фрагменты их обмундирования, извлеченные из могилы в Оссове, впервые демонстрировались публично. Выставка была устроена в экспозиционном павильоне в Оссове (...) В витринах выложены остатки ботинок (...) пулеметные ленты, фляжки и множество мелких предметов, найденных среди останков похороненных на польском лугу красноармейцев. Есть там и значок с тогдашней эмблемой большевиков, пятиконечной звездой с серпом и молотом посередине, но есть и нательный крестик (...) Археологи нашли в земле кости 22 человек (...) Останки красноармейцев похоронили в том же месте. На могиле насыпан холм и водружен православный крест”. (Томаш Ужиковский, «Газета выборча», 12-13 сент.) 

Декабрьский выпуск
 • “Мы забыли, что во время войны 1920 г. в руки Красной Армии попало несколько десятков тысяч солдат Войска польского (...) Польша захватила значительно больше пленных - около 85 тысяч, не считая тех, кто перешел на нашу сторону, в то время как большевики захватили не более тридцати с лишним тысяч. Эту разницу объясняет проф. Збигнев Карпус, который много лет изучает судьбы пленных войны 1920 г. (...) Большевики во многих случаях (...) убивали пленных на месте (…) Это были массовые убийства (...) Описания напоминают действия большевиков на фронтах гражданской войны (...) Польские части, отбивая в августе-сентябре 1920 г. территории, занятые ранее большевиками, почти везде находили массовые могилы (...) Число польских солдат, схваченных и убитых в такой резне, может достигать 20 тыс. (...) Единственной параллелью смерти красноармейцев в польских лагерях для военнопленных в 1920 г. может быть судьба польских солдат, которые попали в руки большевиков”. (Петр Зыхович, «Жечпосполита», 24-25 окт.)
 • “На бывшем ченстоховском Умшлагплаце открыт памятник 40 тысячам евреев из Ченстоховы и окрестностей, депортированных в концлагерь в Треблинке. Автор памятника - (...) родившийся в Ченстохове израильский скульптор Самуэль Вилленберг [бывший узник Треблинки]”. («Дзенник - Газета правна», 20 окт.) 

Date: 2010-01-03 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] gornyj.livejournal.com
Долго ещё прошлое будет стучаться к нам в сегодня.

Спасибо за подборку и за ссылки во вчерашнем посту.

Date: 2010-01-03 10:05 pm (UTC)
indraja: (Default)
From: [personal profile] indraja
Спасибо, интересный и информативный обзор.

Profile

sulerin: (Default)
sulerin

June 2021

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20 212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 6th, 2026 02:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios