просто две заметки
Dec. 2nd, 2009 08:13 amАдам Михник (о разрушении Берлинской стены и современной Европе)
http://www.vremya.ru/2009/211/13/241855.html
"Все исторические утопии апеллировали к миру, свободному от структурных конфликтов. Почти во всех коммунистических странах оппозиция проповедовала утопию народовластия. Суть ее была в том, чтобы построить коммунизм, но только без коммунистов. В каждом из бывших государств социалистического лагеря были распространены фантазии о третьем пути между коммунизмом и капитализмом. Чаще всего поиски третьего пути заканчивались констатацией того, что это дорога в Третий мир."
"Те, кто сегодня утверждает, что все было ясно уже тогда, почему-то не вспоминают, что в ту пору они не были в этом так уверены. Они и теперь молчат по поводу возможной даты и обстоятельств падения коммунистических режимов на Кубе или в Северной Корее, хотя уверен, что впоследствии, когда поражение там коммунизма станет свершившимся фактом, они точно так же будут утверждать, что все знали наперед. Мы по-прежнему куда точнее предвидим прошлое, нежели будущее."
Георгий Ефремов (о жизни, "своих" и "чужих")
http://ru.delfi.lt/opinions/comments/kamennyj-les-ili-somnenie-o-nacionalnoj-solidarnosti.d?id=26142077
"Мы в бессознательном младенчестве оказываемся вовлечены в давние распри, причислены к определённому (не нами) лагерю или верованию и естественно воспринимаем привычное как своё. Есть в мире наши, я не один, мы заодно. И есть чужие, они враждебны, в лучшем случае - равнодушны. Всё более или менее просто.
Мне кажется, немногим дано повзрослеть. Увы."
"Потому что - судьба выбирает нас, а не наоборот. Время набирает рекрутов с бору по сосенке, и нет ему дела до нашего душевного родства. А об удобствах - моральных и материальных - вообще речи нет. И это правильно. Есть вещи и поважнее.
Но иногда бывало не так. Случалось примкнуть к некоему делу именно потому, что там уже собрались свои. И тогда существеннее - быть с ними, а дело - уже потом, заодно. Если любишь, веришь, болеешь душой и бросаешься на подмогу - можно даже не слишком разбираться в подробностях. Лишь бы успеть.
И - если успел - думай потом, кто откуда и на каком языке любит и ненавидит. И осознать: вот он - свой. И спросить: а кто я для него? Он может и не ответить.
Тем и дорог мне друг, не желающий ни с кем породниться ненавистью. Это не значит, что он не готов к отпору. Что он не пойдёт воевать за свою распинаемую отчизну. Пойдёт и детей поведёт.
Я о другом.
Вокруг нас - Каменный лес. Но мы-то не камни, и говорим не с камнями.
В знаменитом фильме "Никто не хотел умирать" главный герой объясняет свой воинский опыт: "Я солдат. Могу не стрелять - не стреляю"."