(no subject)
Feb. 21st, 2011 12:50 pmИз рубрики "Хроника некоторых текущих событий", которую ведёт Виктор Кулерский (журнал "Новая Польша", январь-февраль):
• «Современная Польша - это, прежде всего, Польша местная, самоуправляющаяся, действующая очень четко и автономно (...) Это органы местного самоуправления, избранные путем прямых выборов (...) Сегодня министерства определяют экономическое лицо страны в гораздо меньшей степени, чем самоуправления. Именно самоуправления ищут инвесторов и решают проблемы граждан, они распределяют также значительную часть европейских средств. Подобным образом дело обстоит во всей Европе, где ключевую роль начинают играть мегаполисы и агломерации вокруг них. Познань, Тригород, Краков, Люблин, Лодзь, Вроцлав, Щецин, Катовице и, конечно, Варшава — вот истинные движущие силы страны. Вслед за ними идут города поменьше. И не политические партии стали символами этих мегаполисов, а конкретные люди, часто без всякой партийной принадлежности. Каждый из нас отвечает непосредственно перед жителями, которые нас выбрали, а не перед партийными структурами», - Рафал Дуткевич, математик и философ, предприниматель и деятель местного самоуправления, с 2002 г. президент (мэр) Вроцлава. («Жечпосполита», 23 декабря)
• «Одномандатные избирательные округа преобразят Сенат (...) 5 января голосами прежде всего «Гражданской платформы» (ГП) Сейм принял поправку к избирательному кодексу, согласно которой страна будет разделена на 100 избирательных округов - ровно столько, сколько избирается сенаторов. Противники и сторонники нового положения о выборах подчеркивают, что это революционное изменение (...) До сих пор в большинстве округов, где избирали одного или двух сенаторов, своих представителей имели две крупнейшие партии (...) Одномандатные округа - это шанс не только для местных лидеров, но и для богатых предпринимателей (...) Партии уже не смогут относиться к Сенату как к месту для политических пенсионеров. Им придется выдвигать ярких кандидатов. А те вместе с независимыми кандидатами могут сделать так, что скучный до сих пор Сенат станет привлекательным местом». (Петр Гурштын, «Жечпосполита», 8-9 января)
• «Самое старое постановление Конституционного суда ожидает введения в действие вот уже 13 лет. Значительная часть постановлений не исполняется. Ни правительство, ни парламент не исправляют в срок законов, оспоренных в Конституционном суде, оттягивают это, и даже снова принимают ранее оспоренные законы. Уклонение от решений суда облегчено тем, что польский Конституционный суд лишен рычагов контроля за исполнением своих постановлений». («Дзенник - Газета правна», 20 декабря)
• «Говорят, что через четверть века в Польше будет на 10 млн. больше людей, достигших 65 лет (...) Проект изменений в пенсионной системе обусловлен неблагоприятной ситуацией в сфере государственных финансов (...) Задолженность можно снизить, сократив расходы реально (...) - так поступила Эстония - или на бумаге, пряча долг, как это делают страны Западной Европы. Наше правительство выбрало второе решение. Дефицит государственных финансов уменьшится благодаря такой операции на 0,8% ВВП - до 0,9% ВВП в год, что отодвинет гильотину чрезмерной задолженности (...) Открытые пенсионные фонды (OПФ) получат лишь треть перечисляемых им сейчас денег: вместо 7,3% наших пенсионных взносов - лишь 2,3%. Остальное останется в Управлении социального страхования (УСС) (...) Разница между ОПФ и УСС огромна. Фонды инвестируют реальные деньги, а государственное управление только регистрирует их и увеличивает суммы, указанные в законах (...) Но это не реальные деньги, а лишь записанные обещания (...) При всех своих слабых сторонах (...) ОПФ все-таки распоряжаются нашими взносами эффективнее, чем государственное УСС». (Анна Мацкевич, «Тыгодник повшехный», 9 января)
• «У нас появился новый серьезный торговый партнер. По сравнению с 2009 г. экспорт в Россию вырос на 39%, импорт - на 49%. Это в два с лишним раза больше, чем аналогичные показатели торговли с Германией. И в два раза больше, чем средний показатель импорта и экспорта вообще». («Дзенник - Газета правна», 12 января)
• «В этом году польские семьи получат от своих родственников 9,1 млрд. долларов. Таким образом, мы заняли 12-е место в списке стран, извлекающих выгоду из эмиграции (...) Каждый из 3,1 млн. наших эмигрантов отправил в страну в среднем 2,9 тыс. долларов, т.е. 8,3 тыс. злотых. Эта сумма не была уравновешена средствами, утекающими из Польши на Украину, в Белоруссию или Германию (основные источники иностранной рабочей силы). В 2009 г. из Польши ушло по этой статье 1,3 млрд. долларов». («Дзенник - Газета правна», 10-11 ноября)
• «Журналисты, воспитанные в оппозиции к ПНР, считают делом чести (конечно, правильно, но не до абсурда же) критическое отношение к начинаниям правительства. Назвать кого-то проправительственным журналистом - худшее оскорбление. А война между журналистами разных направлений ведется всё жестче, так что в ход идут и такие эпитеты как «режимный журналист». Журналисты, именуемые «ПиСовскими», всеми силами открещиваются от такого ярлыка, как, впрочем, и «платформенные» (...) Так и идет общественная дискуссия, где никто никого не слушает, а абсурд возводится в ранг неприкосновенной святыни (...) Тем временем жизнь - и настоящая политика - идет совсем в другом месте». (Милада Ендрысик, «Газета выборча», 20-21 ноября)
• «Нынешняя «Солидарность» - это лишь тень былой мощи. Сегодня она, как и другие профсоюзные организации, борется за то, чтобы не потерять значения. На пике популярности, три десятилетия тому назад, «Солидарность» насчитывала более 10 млн. членов. Тогда она была чем-то большим, чем просто профсоюзом - она была силой, освобождавшей общество от коммунистического ига. Сегодня, спустя 20 лет после перехода Польши к рыночной экономике, «Солидарность» насчитывает всего 700 тыс. членов и уже давно представляет собой обычный профсоюз (...) Когда Польша превратилась в страну с динамичной рыночной экономикой, интерес к членству в профсоюзах упал. Сегодня к ним принадлежит лишь около 20% штатных сотрудников». (Ян Ценский, «Дзенник - Газета правна», 17 ноября)
• «В Польше довольно широко распространена терпимость к расистскому поведению - такой вывод можно сделать из обнародованного сегодня отчета Хельсинского фонда по правам человека «Расизм в Польше» (...) Оскорбления в адрес иностранцев и нападения на них случаются, как правило, в публичных местах (...) С физическими приставаниями столкнулись около трети опрошенных (...) Половина респондентов была избита, причем семеро были госпитализированы или прибегли к амбулаторной помощи. Среди избитых были дети от смешанных браков (...) Большинство опрошенных столкнулось с дискриминацией (...) Случаются проблемы с трудоустройством, проблематично также получение зарплаты на уровне поляков. Действия, предпринимаемые до сих пор, принесли только два положительных результата: дела, касающиеся преступлений на расовой почве, уже не прекращаются за отсутствием опасности для общества, а кроме того, ведется статистика такого рода дел (...) По данным министерства юстиции, в 2009 г. было совершено 206 преступлений на расовой почве. В 48 случаях был составлен обвинительный акт, в 101 - виновные не были обнаружены». (Эва Седлецкая, «Газета выборча», 16 ноября)
• «8 мая на футбольном матче в Жешуве (...) болельщики вывесили два огромных транспаранта. На одном была надпись: «Смерть горбоносым», - на втором - перечеркнутая карикатура еврея в ермолке. Болельщики «Ресории» шли на матч с транспарантом «Идет арийская орда» (...) После публикаций в прессе прокуратура начала следствие (...) И мы как раз узнали его результат - прекращение дела (...) Антисемитский инцидент в Жешуве обсуждался не только в Польше, но и в УЕФА, и в организации «Футбол против расизма в Европе». Международная общественность была поражена и шокирована». (Мартин Кобялка, «Газета выборча», 24-26 декабря)
• «В 1943 г. Элиаш Баран пытался освободить дядю президента Бронислава Коморовского из рук гестапо. Спустя 65 лет президент нашел в Израиле сына того человека (...) В Панеряй под Вильнюсом, где немцы и литовцы убили около 100 тысяч человек (...) стоит памятник, - рассказывает президент Коморовский. - (...) Среди высеченных на нем имен убитых солдат подполья есть Элиаш Баран, кличка Эдип, и Бронислав Коморовский, кличка Корсар. Зеэр посмотрел на монумент и сказал сквозь слезы: “Бронек, Польша помнила о моем отце...”». (Петр Зыхович, «Жечпосполита», 18-19 декабря)
• «Ропот и выкрики: «Да здравствует Ярузельский, твой брат», - сопровождали выступление президента Бронислава Коморовского на церемонии в честь 40-летия трагических событий на Балтийском побережье в декабре 1970 года. Президенту пришлось дважды начинать свою речь перед памятником Жертвам декабря 1970 г. в Гдыне, так как собравшиеся участники событий сорокалетней давности прерывали его свистом и гулом. Так они протестовали против недавнего приглашения генерала Войцеха Ярузельского на заседание Совета национальной безопасности». («Жечпосполита», 18-19 декабря)