(no subject)
"Новая газета" решила написать об участниках литовского сопротивления.
(Правда, в традиционном репортёрском стиле и с небольшими неточностями).
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/131/23.html
Бункер анти-Сталина
"Под Каунасом, на берегу реки Нерис, есть холм. На холме стоит дом. В доме живут Витаутас Андзюлис и его жена Бируте Андзюлене.
<...> В оранжерее Витаутаса есть бассейн. Обычный такой бассейн, небольшой, размером метра два с половиной на полтора. Глубиной по колено. Для увлажнения воздуха. Рядом с бассейном из земли торчит арматурина. Но если на арматурину насадить ручку и несколько раз провернуть, то бассейн отъезжает в сторону, и под ним открывается вход в бетонированные катакомбы.
Идею подпольной типографии Витаутас вынашивал 25 лет. Днем работал в типографии официальной, ночами с Юозасом Бацявичюсом рыл свою, неофициальную. Работа началась в 78-м и продолжалась два года. Просто поразительно, что два человека при помощи одной лишь лопаты и мечте о свободе смогли сделать за этот срок. Настоящее мини-метро. Бункер анти-Сталина. Глубина семь метров, общая протяженность - метров пятнадцать. В конце тоннеля дверь, за ней комната, за ней еще одна. В первой стеллажи со шрифтами, во второй - печатный станок. Все сплошь забетонировано. Все вырыто руками.
Землю от тоннелей вывозили в тачке и сваливали в реку Нерис у подножия холма. Самое смешное в том, что на другом берегу реки, ширина которой всего метров тридцать, стояла советская военная часть, с которой время от времени поднимался вертолет для патрулирования окрестностей.
Печатный станок Витаутас собрал из старых запчастей от списанных машин, которые выносил со своего официального места работы. Типография заработала в 80-м и просуществовала до самого объявления независимости - десять лет. Назвали ее по начальным буквам фамилий - ab, которые для секретности сделали строчными.
Витаутас печатал, Бацявичюс распространял литературу, а Бируте стояла на шухере. Из кухни, где она обычно проводила время и из которой видны все окрестности, был проведен зуммер в типографию. Один звонок означал: «Приходи», два сигнала: «Приходи быстро», три сигнала: «Бросай все и поднимайся».
За десять лет подпольная типография, работающая под боком войсковой части, раскрыта так и не была. Однажды к подножию холма приехал наряд милиции, и Бируте дала три сигнала в типографию, но наряд искал превысившего скорость мотоциклиста. Это был единственный эксцесс. Дети, правда, однажды увидели, как Витаутас выходит из подполья, взяли фонарики и спустились вниз, но им объяснили, что говорить об этом никому не надо, и они не сказали.
Впрочем, соседи все же догадывались, конечно. У одного из них после смерти в доме обнаружилась тетрадь, в которой были записаны номера всех приезжавших к Витаутасу машин. Не выдал.
За десять лет работы в своем бункере на допотопном типографском станке с ручным набором Витаутас отпечатал 23 наименования книг общим тиражом 138 тысяч (!) экземпляров. Литературу вывозили вечерами вместо заднего сиденья автомобиля, сажая на нее своих детей.
Теперь его дом получил статус государственного музея. В нем располагается Музей литовского сопротивления и типографского дела. Несколько этажей заставлены различными печатными станками - все в рабочем состоянии, между прочим. Государство подарило даже уникальный экспонат - переносную партизанскую типографию, которая находилась в одном из отрядов лесных братьев и применялась по назначению."