sulerin: (Default)
sulerin ([personal profile] sulerin) wrote2010-09-06 11:18 am

(no subject)

13 вопросов члену правления «Газпрома» В.Голубеву от издания «Verslo žinios» («Деловые новости»).
via [livejournal.com profile] ryst1966 
Ответы на вопросы - шедевр, достойный растаскивания на цитаты. В первую очередь это:
«осознавая все возрастающую ответственность в обеспечении энергетической безопасности региона, ОАО «Газпром» и впредь будет поставлять в Прибалтийские страны необходимые объемы углеводородного сырья для их полноценного развития».
Такая вот забота о безопасности, почти как в 39-м.
Или это:
«Более сорока лет бесперебойные поставки газа сначала из Советского Союза, а теперь - из России служат фундаментом, на котором базируется энергетическая безопасность Европы. <…> За всю историю поставок российского газа в страны Дальнего зарубежья мы ни разу не позволили себе нарушить взятых на себя обязательств, используя газ как «стратегическое оружие».

«- Представители ОАО ГАЗПРОМ резко реагировали на планы литовских и эстонских властей изъять из национальных газовых компаний, в которых концерн имеет акции, магистральные газопроводы. Почему недовольcтво ваших представителей было столь резким и категорично негативным?
 - «Газпром» внимательно следит за законодательными инициативами  Европейского Союза и постоянно участвует в обсуждении тех вопросов, которые могут оказать воздействие на рынок природного газа.
В марте из средств массовой информации нам стало известно о намерениях Правительства Литовской Республики относительно имплементации «Третьей газовой директивы». В качестве первопричины называлось наличие, якобы, ограничений на доступ к газотранспортной системе и недостаточность инвестиций в развитие газовой отрасли Литвы со стороны «Лиетувос дуйос».
Подобные претензии по отношению к «Лиетувос дуйос» абсолютно не обоснованы.
Bо-первых, недискриминационный доступ к газовой сети существует в Литве еще с 1993 года, что подтверждено правовыми актами Европейской Комиссии. При этом около 60% потребляемого в Литве газа «Лиетувос дуйос» транспортирует третьим сторонам, а сами условия доступа устанавливает Государственная комиссия по ценам и контролю за энергетикой.
Во-вторых, очевиден тот факт, что с момента завершения приватизации компания «Лиетувос Дуйос» увеличила объемы инвестиций в газовую инфраструктуру более чем в четыре раза. За последние пять лет вложения в проекты, в том числе предусмотренные Национальной энергетической стратегией, превысили 700 млн. лит. Необходимо отметить, что само Государство не выделяет средства, полученные от Фондов ЕС на создание стратегических маршрутов поставок газа. Например, газопровод Шакяй – Клайпеда. Создание данной магистрали будет способствовать  повышению надежности газоснабжения Западной Литвы и послужит мощным импульсом развития данного региона. Во многом нашу позицию разделяют большинство европейских экспертов, но официальные власти игнорируют мнения других сторон.
В соответствии с предлагаемыми решениями система магистральных газопроводов  и деятельность по транспортировке газа будут отделены от «Лиетувос дуйос». Несмотря на то, что ОАО «Газпром» и E.ON RUHRGAS, как основным акционерам «Лиетувос дуйос», в совокупности принадлежит 76,0% акций компании, права по принятию решений, касающихся основной деятельности компании, могут быть переданы государству, которому принадлежит 17,7% акций.
ез консультаций с основными акционерами, вопреки действующим Межправительственным Соглашениям о защите инвестиций, подготовлены и уже обсуждаются изменения в «Закон о газе», подразумевающие такой вариант имплементации Директивы, который окажет самый негативный эффект на деятельность компании. При этом не проводилась и не представлена экономическая оценка или ТЭО этих новаций. На данный момент даже не проведена правовая оценка последствий разъединения вертикально-интегрированных газовых компаний и в этой связи мы полностью солидарны с нашими немецкими партнерами, как и они с нами, о неправомерности и необоснованности действий властей Литовской Республики.  

 - Если расчленение Lietuvos Dujos будет произведено, какую компенсацию за трубопроводную систему Lietuvos Dujos считала бы вы справедливой?
 - В соответствии с международными соглашениями по защите инвестиций Литовская Республика должна будет выкупить акции у основных акционеров по достойной цене, а также выплатить полноценную компенсацию за вынужденную экстрадицию из акционерного капитала компании.
Именно об этом мы указали в наших с E.ON RUHRGAS уведомлениях о возникшем инвестиционном споре. Ответа на это уведомление, как и на предыдущие обращения от правительственных кругов не поступило. 

 - Некоторые публичные представители ОАО ГАЗПРОМ и E.ON RUHRGAS выражают недоумение, почему Литва и Эстония проводя в жизнь Директиву ЕС 2009/73/EB, избрали самый жёсткий вариант реформы, хотя могли воспользоваться исключениями. Не могли бы Вы сообщить, какую выгоду получили бы потребители газа Литвы, если правительство выбрало бы менее жёсткий вариант реформы (например магистральные трубопроводы оставили в активах AB LIETUVOS DUJOS)?
 - Действительно, согласно статье 49 «Третьей газовой директивы» предусматривается отсрочка в случае, если газопроводная система государства не соединена с европейскими газопроводами.
Что касается других вариантов, то достаточно оценить эффективность деятельности «Лиетувос дуйос» при ныне действующей структуре. После приватизации «Лиетувос дуйос» превратилось в высокоэффективную и транспорентную компанию. «Лиетувос дуйос» осуществляет свою деятельность в соответствии с международными стандартами управления компаниями, реализовала структурные изменения и четко разделило бухгалтерский учет разных видов деятельности. Компания больше чем в четыре раза увеличила годовые инвестиции в новую инфраструктуру для создания новых мощностей, а также для осуществления проектов, предусмотренных Национальной стратегией развития энергетики. Благодаря этому, была повышена безопасность поставки газа и был заложен фундамент для последующего соединения газопроводов с континентальной Европой.
Мы убеждены, что разделение компании значительно повысит ее издержки и, как следствие, тарифы для потребителей.
Именно поэтому мы предлагаем Правительству взять паузу в соответствии со статьей 49 «Директивы» и провести конструктивную дискуссию с основными акционерами по поиску взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений в сложившейся ситуации.  

 - Некоторые крупные потребители российского газа в Литве жалуются, будто вынуждены платить за газ дороже, чем в странах Западной Европы. Не могли бы Вы объяснить принципы ценообразования на газ: почему так значительно отличаются цены для стран СНГ, Балтии, Западной Европы, Китая - себестоимостью, издержками транспортировки, рисками?
 - Действительно, в выступлениях некоторых официальных лиц говорится о завышенных для Литвы ценах на газ. Приводятся сравнения с европейскими ценами, но со спотовыми, то есть сиюминутными ценами. Спотовые цены являются разовыми и относятся к определенному периоду времени. «Газпром» строит свою экспортную стратегию на основе долгосрочных контрактов, которые гарантируют стабильные поставки газа на весь период действия договоренностей. Строятся они на простом принципе: покупатель должен быть уверен, что товар ему поставят вовремя и в нужном количестве, а продавец – что его товар гарантированно купят в течение этого периода, то есть на взаимовыгодной основе. Цена на газ определяется по формуле в зависимости от цен на альтернативные виды топлива в полном соответствии с условиями приватизации, утвержденными Правительством Литвы. Формула согласовывается двумя сторонами. Более того, в наших контрактах цена на поставляемый газ согласовывается на определенный период, а не на весь контрактный срок, что дает возможность совершенствовать порядок ее определения. В настоящее время такая работа проводится для 2011 года и последующего периода с учетом всех факторов.
Говоря о ценах на газ для литовских потребителей, следует отметить, что государством тотально регулируется вся деятельность АО «Лиетувос дуйос», что не позволяет компании полноценно планировать свою деятельность. Методика определения тарифов и цен на газ меняется каждый год и это касается только газа. Если вы сравните динамику изменения цен импортируемого газа и внутренних цен для литовских потребителей, то вы увидите, что внутренние цены меняются гораздо быстрее чем импортные. Правительству следует также выполнять свои обязательства по открытию рынка, прекратить тотальное регулирование и дать компании предсказуемо работать на рынке.

 - Некоторые крупные оптовые покупатели в ЕС недавно обратились с призывом к ОАО ГАЗПРОМ снизить цены на покупаемый ими газ. Российская газета ВЕДОМОСТИ сообщила, что некоторым энергетическим компаниям Европы удалось договориться с ОАО ГАЗПРОМ об уступках в цене. Если это так, не могли бы Вы объяснить, по каким критериям принималось решение о дискаунте.
 - Переговоры с некоторыми европейскими партнерами закончились взаимоприемлемым решением в рамках положений, предусмотренных нашими долгосрочными контрактами. Производится адаптация ценовых условий контрактов к текущей конъюнктуре рынка, чтобы укрепить конкурентоспособность российского природного газа на важнейших европейских рынках.
Вместе с тем, достигнутые договоренности не затрагивают основополагающие принципы: систему долгосрочных контрактов, принцип «бери-или-плати» и ценообразование на основе привязки к корзине нефтепродуктов. 

 - Не давно посол Российской Федерации в Литве г. Чхиквадзе заявил, что ОАО ГАЗПРОМ не намерен пересматривать цены на газ и принципы их ценообразования в Литве и других странах Балтии потому, что "поставляются сравнительно небольшие количества газа" и "меньшая цена эти поставки сделала бы нерентабельными". Следует ли из этого, что при потреблении 2,7 млрд. куб.м. газа в год цена от ОАО ГАЗПРОМ на газ для литовских оптовиков будет примерно на треть выше, чем для немецких (по словам г. Чхиквадзе, среднегодовая цена поставок газа в Германию в 2010 г. была USD 220 за 1000 куб. м., в Литву - USD 320)?
 - «Газпром» уже  более сорока лет поставляет газ европейским потребителям на основе долгосрочных контрактов, где основополагающим фактором является формула цены, а не объемы поставок.  

 - Согласно данным Международного энергетического агенства, с января-мая 2008 года по такой же период этого года поставки катарского сжиженного природного газа в европейские страны-члены OECD, включая Турцию, выросли в пять раз, а продажи российского газа сократились на 14%. В чём причина таких тенденций продаж? 
 - В целом в 2009 г. в страны дальнего зарубежья в рамках долгосрочных контрактов экспортировано 140,65 млрд куб. м газа, что означает уменьшение объемов отбора газа по долгосрочным контрактам ОАО «Газпром» на 12 % по сравнению с 2008 года.
Снижение поставок связаны с широко известными факторами: развитием глобального финансового кризиса и высокими ценами на нефть в 2008 году, которые повлекли за собой увеличение стоимости газа на 2009 г.
Поставки СПГ из Катара по низким ценам были осуществлены отчасти из-за того, что рынок США временно закрылся для дополнительного импорта газа, и поэтому уже произведенный газ необходимо продать по любой, даже убыточно низкой цене.
В целом же с начала этого года поставки российского природного газа в Европу восстанавливаются. «Газпром» уверенно удерживает позиции на европейском энергетическом рынке и демонстрирует положительную экспортную динамику.

 - Если "сравнительно небольшие поставки" по трубам из России в маленькие "закрытые рынки" балансируют на грани рентабельности, может быть инвестиции в морские терминалы по приёму СПГ для таких стран как Литва или Эстония являются наиболее логичными? Готово ли ОАО ГАЗПРОМ участвовать в таких проектах на правах акционера?
 - Полагаем, что вопрос балансировки на грани рентабельности является некорректным. Являясь крупнейшим поставщиком энергоресурсов на рынки стран Балтии, и осознавая все возрастающую ответственность в обеспечении энергетической безопасности региона, ОАО «Газпром» и впредь будет поставлять в Прибалтийские страны необходимые объемы углеводородного сырья для их полноценного развития.
Что касается морских терминалов СПГ, то решения о необходимости их строительства вправе принимать Литва и Эстония, как независимые хозяйствующие субъекты. Инвестиционные решения, как известно, принимаются на базе экономических расчетов и технико-экономических обоснований, а не только основываясь на убеждениях отдельных политиков, что наличие СПГ терминалов позволит снизить цены на газ для внутренних потребителей. Такие заявления, по меньшей мере, опрометчивы, так как инвестиции в строительство только одного СПГ терминала составят более 500 млн. долларов США, не считая вложений в создание дополнительной газотранспортной инфраструктуры.
По нашему мнению рассуждения  на эту тему инициируются определенными деловыми кругами с целью получения подряда на строительство терминалов и получения соответствующей прибыли. Однако надо понимать, что в конечном итоге стоимость таких вложений будет оплачиваться конечным потребителем через тарифы и цены на газ.
Официальных предложений по участию в создании СПГ терминалов на территории Балтийских стран в адрес ОАО «Газпром» не поступало. 

 - B отчёте OAO ГАЗПРОМ за 2-й квартал 2010 года указывается, что сланцевый газ относится "к основным факторам, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения Обществом в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период". Какие стратегические решения собирается принять руководство ОАО ГАЗПРОМ в новых условиях? Например инвестировать в технологии по добыче сланцевого газа, участвовать в тендерах по разработке месторождений вне России?
 - В последнее время в Европе развернута мощная PR-компания, пропагандирующая производство сланцевого газа. В пример приводится США, где данная подотрасль активно развивается, а сланцевый газ становится частичной заменой истощающимся традиционным источникам газа.
Однако ожидать стремительного роста добычи газа из сланцев в Европе не приходится. Европейские страны только приступили к оценке возможности добычи сланцевого газа, и в условиях высокой плотности населения использовать имеющуюся технологию его добычи невозможно по социальным, экономическим и, прежде всего, по экологическим причинам. В связи с этим Европа в ближайшие два десятилетия не сможет повторить «прорыв» США, и поэтому о «революции» в производстве энергоресурсов говорить пока преждевременно.
Добыча сланцевого газа на данный момент не является приоритетным направлением деятельности «Газпрома». Соответственно в наши планы пока не входит участие в тендерах по разработке сланцевого газа и приобретение активов по его добыче.
Однако при этом нужно отметить, что «Газпром» уже располагает собственными технологиями, аналогичными используемым при добыче сланцевого газа, и применяет их в настоящее время при добыче угольного метана в Кузбассе. 

 - Не намерено ли руководство ОАО ГАЗПРОМ менять формулу оплаты за газ в долгосрочных контрактах, когда цена на газ зависит от цен на нефть и нефтепродукты?
 - Одной из ключевых характеристик современного рынка энергоносителей является превышение цен на газ по долгосрочным контрактам над спотовыми ценами. По нашим прогнозам этот разрыв может сохраниться до 2012 года – только к этому моменту в Европе восстановится спрос и исчезнет временный избыток газа.
При формировании своей экспортной стратегии «Газпром», безусловно, принимает во внимание данную особенность. Укрепление конкурентоспособности российского природного газа на европейском экспортном рынке требует от нас определенной гибкости, адаптации ценовых условий контрактов к текущей конъюнктуре.
Однако все возможные в этом плане меры являются временными. Незыблемость существующей системы долгосрочных контрактов, заложенного в них принципа «бери или плати», а также ценообразования на газ с нефтепродуктовой привязкой ни в коем случае не могут быть поставлены под сомнение. Только долгосрочные контракты обеспечивают нам предсказуемость планирования, обоснованность новых долгосрочных инвестиционных проектов, гарантируют окупаемость вложений, в то время как цены спотового рынка в данный момент, к примеру, не покрывают даже издержек по добыче и транспортировке газа, не позволяют строить инвестиционные планы, реализовывать масштабные и затратные энергетические проекты.  

 - В этом году во время "газового кoнфликта" между ОАО ГАЗПРОМ и Белоруссией в течение суток некоторые потребители не дополучали до 70% газа в течение суток. Были ли поданы иски по поводу этих недопоставок от литовских потребителей?
 - Несмотря на сложившуюся летом этого года ситуацию с поставками газа в Белоруссию, все литовские потребители получали газ в полном объеме. Перед своими европейскими потребителями «Газпром» полностью выполнил свои обязательства в рамках экспортных контрактов. Компания успешно предприняла все возможное, чтобы потребители Европы и стран Балтии не столкнулись с дефицитом природного газа.

 - Является ли природный газ "стратегическим энергетическим оружием" России?
 - Более сорока лет бесперебойные поставки газа сначала из Советского Союза, а теперь – из России служат фундаментом, на котором базируется энергетическая безопасность Европы. Этот фундамент не смогли расшатать ни «холодная война», ни бурный переход России от плановой к рыночной экономике и реформы в странах Центральной и Восточной Европы.
За всю историю поставок российского газа в страны Дальнего зарубежья мы ни разу не позволили себе нарушить взятых на себя обязательств, используя газ как «стратегическое оружие». Более того, для повышения надежности поставок природного газа европейским потребителям, а также для диверсификации экспортных маршрутов «Газпром» реализует масштабные стратегические проекты: строит новые газопроводы - «Северный поток» и «Южный поток».
Эти проекты не только уменьшат транзитные риски, но и внесут реальный вклад в развитие газотранспортной системы Европы, дадут мощный импульс для развития нашего взаимодействия с крупнейшими игроками европейского газового рынка.
Обладая значительной долей мировых запасов газа, «Газпром» обеспечивает их ежегодное пополнение. Поэтому можно с уверенностью сказать, что компания обладает потенциалом для устойчивого развития, и при этом может гарантировать, что российский природный газ на долгие годы останется важнейшим элементом энергетического баланса всего Европейского континента. 

 - B ближайшее время Вы собираетесь посетить Литву. Какие главные проблемы и с кем из политических лидеров Вы намерены обсудить?
 - В настоящее время вызывает обеспокоенность тотальное регулирование газового рынка в Литве, и связи с этим одной из первостепенных задач считаю проведение переговоров с представителями Правительства и парламентариями Литовской Республики по нахождению решений.
Сложившаяся ситуация не способствует развитию газового бизнеса в Литовской Республике, учитывая исторические партнерские отношения и участие российских газовиков в становлении газовой отрасли Литвы.
В прошлом году Литва отметила свое 1000-летие. И на протяжении всей ее тысячелетней истории существовали торговые отношения с ее ближайшим соседом - Россией. И не смотря ни на что, они будут укрепляться и впредь.»