sulerin: (Default)
sulerin ([personal profile] sulerin) wrote2009-12-30 10:32 pm
Entry tags:

(no subject)

О том, как [livejournal.com profile] seringvar (председатель Коми правозащитной комиссии "Мемориала") побывал в Грозном.

Здесь я приведу ссылки на его ежедневные записи и некоторые отрывки из них (слегка отредактированные).

Первый день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/377517.html
"Побеседовал с ребятами с мобильной бригады и понял, что все-таки правозащитники занимаются очень правильным делом. Они пытаются в местах, где власть скатывается к обыкновенной уголовщине, все вернуть в законное русло. И не важно по отношению к кому творится беззаконие, не важно, кто плох, а кто хорош - все должно оставаться в законном русле, в нормах права."

Второй день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/377647.html
"Потом поехали опять в соседнее село, отвезли человека, попили чай. Опять долгие разговоры про гибель и исчезновения. На дворе уже темно. Темнеет часов в 5 вечера.
По пути назад заехали еще в одно большое село. Разговоры со свидетелями. Опять чай, опять еда. Опять рассказы про то как плохо, когда убивают близких или крадут близких.
Возвращались уже в полной темноте. Понял только одно, что люди жалуются даже не на то, что близкие пропадают или погибают, а на то, что это все происходит на фоне повальной несправедливости. Техосмотр можно получить в ГАИ, когда у тебя даже не взглянут на машину, но надо отдать 3000 рублей. И здесь же рассказ о том, что убивают и пытают боевиков в одном конце села, а потом на другом конце села врываются в дом и требуют какого-то человека, которого никогда здесь не было."

Третий день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/378077.html
"Утром мы поехали на окраину Грозного к заявителям. Поговорили, стали опрашивать всех родственников, кто были. Но тут появились работники милиции и мы все вместе выехали в РОВД. Бетонные надолбы, двухэтажный дот. Мы с заявителями идем дальше, во дворе куча машин, дальше опят проходная, опять бетонный забор. Но во двор РОВД заглядывает жилой дом. Все жильцы дома переписаны, говорит сопровождавший нас милиционер. Долго ждем начальства. А потом долгий разговор с заместителем начальника. Разговор идет на чеченском. Едва что-то понимаю, потому что много русских слов и говорящие иногда переходят на русский. Я так понял, что милиционеры объясняют заявителям, что они делают все что могут. По кабинету куча фотографий. Хозяин кабинета с Кадыровым, с Нургалиевым. Есть некоторое напряжение. Милиционеры долго смотрят мой паспорт и удостоверение ОНК во время беседы. После беседы все уходим к машинам. Заявители расстроены - они считают, что их никак не хотят понимать. Дело очень мутное. Посмотрим что будет дальше."

Четвёртый день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/378213.html
"По пути остановились у сквера Кадырова. Мы остановились, что бы осмотреться и понять куда ехать дальше, и тут подъезжает машина, оттуда человек, которого я сразу признал. Он был вчера в милиции. Поговорили о том деле. Он очень хочет чтобы мы им верили. Но то, что мы с ним так случайно встретились, указывает на то, что Грозный город очень маленький."

Пятый день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/378464.html
"Пошли в офис, там обсудили последние дела и заявление омбудсмена Чечни, сделанное по поводу возвращения Мемориала в регион. Омбудсмен в своем заявлении несет какую-то околесицу по поводу роли Мемориала в Чечне и по поводу причин ухода Мемориала. Рядовая пурга, если не считать последней строки по поводу неких этических правил правозащитника, которые якобы известны омбудсмену. Он утверждает, что в эти этические правила входит прицип презумпции невиновности власти. Похоже, мужичек ничего не знает про права человека."
"Потом пошли искать банкомат, нужно деньги снять для еды, не будешь же их с собой таскать. Еле-еле нашли нужный банк. Входим. Выезжает из окошка лоток. Спрашиваем у охранника: "Что класть в лоток?" Охранник смотрит на нас удивленно - конечно, оружие. Но у нас нет оружия - ну тогда проходите."

Шестой день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/378833.html
"Свидетель отказался что либо рассказывать. Видно было что боится. Машет руками, а слова не произносит. Боится. Боится за себя, за близких, да и за нас боится. Расстроенные поехали назад. Люди кругом готовятся к празднику, стоят машины с елками, идет бойкая торговля."
"Стоим в пробке. Мимо нас проносится газель с маленькими детьми, на борту портрет Кадырова в берете (чистый Чегевара) и надпись "Патриот-клуб РАМЗАН". Из окна флаг Чечни торчит. Ребята говорят, что каждую пятницу молодежь устраивает акции в поддержку Кадырова. Видимо поехали на акцию. Стоим в пробке."

Седьмой день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/379127.html
"По дороге видим надпись на одном из заборов "Хозяин жив". Т.е. кто-то убеждает окружающих, что он жив и еще вернется, что не надо захватывать дом или растаскивать его на кирпичи."
"Опять приезжаем тудаже и сразу находим свидетеля, он уже все знает, знает что мы его искали, но ответ у него один - не видел, не знаю. И тут же заявляет,что вот там вот дальше есть люди, которые, может быть, что-то видели. Благодарим и уходим. Доходим до указанного им дома. Там два старика, которые смеются и говорят, что тот кто нас послал к ним, видимо, ошибся. Они ничего не видели и не знают, а если бы знали, что - не сказали. Такие времена."

Восьмой день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/379448.html
"Едем в гости к моему очень старому чеченскому другу и его русской жене. Они живут в очень отдаленном селе. На улице, тем временем, начинается дождь. Его дети и жена все рады нашем приезду. Долго говорим о том, что происходит вокруг, о будущем России, о будущем Чечни. Много разговоров о прошлом. Так проходит четыре часа. Мы с ним не виделись лет пять. Он весь седой и очень верит, что все изменится. Он любит Россию и любит Чечню. Его дед, после Кавказской войны, купил у царского офицера 50 десятин земли и для оформления сделки ездил в Санкт-Петербург, а потом долго рассказывал всем в селе, какая огромная Россия. Потом пришли большевики и раскулачили деда. Землю отобрали. Несмотря на это родственники моего друга пошли защищать Родину от фашистов, но в 44 году их семью, как и семьи всех остальных чеченцев, отправили на ссылку в Казахстан. Они вернулись назад в 58-м. В их доме жили дагестанцы. Они долго ютились где ни попадя, продали все самое ценное и выкупили дом. Дагестанцы уехали. Вот так и живут в доме предков по сей день."

Девятый день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/379732.html
"Едем домой и оставляем машину, на встречу идем пешком. Промозгло, морось, хотя по весеннему тепло. Проспект Путина кажется не уютным. Стоят вооруженные в камуфляже люди, центр все так же заблокирован."
"Еще что поражает воображение в Грозном - это очень плохое сочетание названия города с разными другими названиями. Например: "Дворец торжеств Грозный", или "заправка Грозный". Тут самые расхожие в названии слова это "Чечен" и "Вайнах". "Вайнах Телеком" - самое большое число рекламы на заборах, "Чеченпечать" - все ларьки с газетами с таким названием. Или например "Чечнет" - с трудом понятно, что это предоставление услуг интернет."

Десятый день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/379963.html
"После поехали в соседнее село показывать новой смене дома заявителей и как к ним добраться, а также знакомить с заявителями. Заодно поузнавать, что нового в их делах. По дороге узнали, что сегодня утром рано к одному нашему заявителю во двор ворвались люди в масках, провели обыск и ушли извинившись. Объезд был большой. Только к вечеру выбрались в Грозный и заехали к тому, к кому ворвалась люди в масках. Долго сидели у него и составляли документы."

Одиннадцатый день в Грозном
http://seringvar.livejournal.com/380388.html
"Утром встали очень рано, нужно было встретиться с заявителем, у которого вчера был обыск. Поехали по утреннему еще не проснувшемуся Грозному. Быстро все сделали и вернулись домой.
Стали собираться. В Грозном тепло, светит солнце, градусов 8 тепла. И это 30 декабря. Все упаковали и поехали в аэропорт. Аэропорт блокирован, поставить автомобиль можно только либо очень далеко, либо на платную стоянку.
Есть такое слово в чеченском "хабары" - по русски "разговор". Это считается обязательным условием любого контакта. Нельзя делать дело без хабаров. Т.е. надо обязательно поговорить ни о чем. Или как говорят ребята "погонять хабары". Вот и мы стоим в аэропорту и гоняем хабары. Все расстроенные. Как сказал один из ребят - с вами было легко."
"В аэропорту Внуково милиционеры ругаются с человеком не славянской наружности. Угрожает задержанием на три часа. Но потом расходятся мирно. Ну вот, мы дома."